БРУБЕК Дэвид - БРУ́БЕК (Brubeck) Дэвид Уоррен (р. 6 декабря 1920, Конкорд, шт. Калифорния), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (фортепиано), руководитель ансамбля, композитор.
Рос в состоятельной семье, в музыкальном окружении (мать - пианистка, два брата - музыканты, преподаватели музыки). С четырех лет обучался игре на фортепиано (первые уроки получил от матери), с девяти - на виолончели. В 13 лет начал выступать в публичных концертах. До начала 1940-х гг. эпизодически играл в различных эстрадных ансамблях. В 1938-1942 учился в Пасифик-колледже в калифорнийском городе Стоктон (руководил студенческим ансамблем из 12 человек), одновременно выступал в клубах, в том числе с певицей и пианисткой Клео Браун. Затем поступил в оклендский Миллс-колледж, где занимался композицией у Д. Мийо (см. МИЙО Дариюс), посещал лекции А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) в Калифорнийском университете. В 1944 в связи с мобилизацией в армию был вынужден прервать обучение, в армии руководил военным оркестром в Европе, кроме того, работал как аранжировщик и пианист. Получив разрешение, досрочно вернулся в США для продолжения образования, в 1946 возобновил занятия у Мийо (композиция) и Ф. Саатмена (фортепиано).
В середине 1940-х гг. впервые проявил серьезный интерес к джазу. По инициативе Мийо и при его содействии организовал Jazz Workshop Ensemble (1948), членами которого были известные музыканты. В 1949-1950 играл в составе трио. В 1961 создал свой квартет с П. Десмондом (альт-саксофон, кларнет, фортепиано), с которым завоевал мировую славу. Квартет просуществовал до 1967, выступал в Чикаго, с 1962 - в Нью-Йорке. Много гастролировал в США и (с 1958) в различных странах мира - в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии (1960), Японии и других странах. На счету ансамбля - многочисленные выступления на фестивалях джаза в Ньюпорте, Варшаве, Берлине и т. д. Десмонда, решившего работать самостоятельно, сменил Дж. Маллиган (баритон-саксофон), произошли и другие замены. В новом составе квартет с большим успехом дебютировал в Лондоне в 1968.
В 1970-е гг. Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор (создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, ораторию, симфоническую поэму), преподавал в Калифорнийском университете. В 1972 организовал «семейное» комбо New Brubeck Quartet - с сыновьям Крисом (тромбон, электро-бас-гитара), Дариусом (кларнет, электро-клавишные) и Дэнни (ударные). В 1987 с огромным успехом прошли его гастроли в СССР. Через 10 лет вновь побывал в России.
Неповторимая индивидуальность его музыки, невозможность ее копирования позволяют говорить о «стиле Брубека» как о явлении, единственном в своем роде. Брубек один из ведущих представителей мейнстрима, занимающий положение между двумя крайними стилевыми полюсами - традиционализмом и авангардизмом, стремящийся к органичному единству старого и нового, к прогрессу как последовательному обновлению традиций, совершенствованию и универсализации музыкального языка джаза - по аналогии с академической музыкальной классикой. Для Брубека характерна и естественна тенденция к сближению с европейским музыкальным мышлением, к отказу от приоритета негритянской идиоматики, от обязательности утвердившихся в практике форм свинга. (см. СВИНГ)
Обширен стилевой спектр музыки Брубека. Он принадлежит к числу лидеров вест-коуст-джаза (наряду с Дж. Маллиганом). Является создателем и руководителем первых ансамблей кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)-стиля. В 1948-1951 заложил основы камерного джазового стиля. Способствовал возникновению самостоятельного направления в джазе, связанного с разработкой барочной стилистики и необахианством, продолжив эксперименты, начатые в 1930-е гг. (Эдди Саут, Стефан Граппелли, «Джанго» Рейнхардт, Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни)). Внес важный вклад в становление современного симфоджаза, в 1950 призвал музыкантов к активной работе в русле интеграции джаза и современного академического музыкального искусства, к овладению профессиональной композиторской техникой.
Особая область в творчестве Брубека - его «жанровые» эксперименты, попытки введения в модерн-джаз (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) (как бы «перевода» на джазовый язык) не типичных для него прежде жанров (рондо, фуги, хорала, марша, вальса, мазурки, регтайма (см. РЕГТАЙМ), буги-вуги (см. БУГИ-ВУГИ) и других).